Структура препятствий в BMX-Racing и основы техники их преодоления

Аннотация. Представлены модельные характеристики структуры ВМХ-велодромов.

Более 30 лет в мире развивается ВМХ-велоспорт (англ. — bicycle motor extreme), т.е. веломотоэкстрим. Официальное признание Международным Союзом Велосипедистов (UCI) BMX-racing произошло в 1996 году, когда официально проводился 1-й чемпионат мира под эгидой UCI. BMX с каждым годом завоевывает все большую популярность среди молодежи и насчитывает несколько разновидностей:

Стрит (Street) — стиль катания по естественным препятствиям города, т.е. фрирайд (free raid — свободное катание).

Дерт-джампинг (Dirt-jumping) — исполнение трюков на земляных трамплинах.

Флетлэнд (Flatland) — фигурное катание на специальных площадках с ровной поверхностью. Высшим достижением стиля является умение связывать трюки в композиции.

Верт (Vertical) — катание в специальных конструкциях — рампах (Халф-пайп), исполняя трюки.

Есть основание полагать, что в программу Олимпийских игр 2012 г. будет включена дисциплина ВМХ-фристайл (Freestyle) — выполнение трюков на специально построенных площадках с искусственными препятствиями.

В 2008 году на Олимпийских играх в Пекине впервые были разыграны 2 комплекта медалей в дисциплине — BMX-racing.

Соревнования по BMX-racing проводятся на специально построенных сооружениях — велодромах с искусственными препятствиями — трамплинами и виражами (рис. 1).

В России насчитывается около 30 велодромов: в Москве и Московской области, Удмуртии, Мордовии, Омске, Пензе, Брянске, Анапе, Краснодаре и др.

Актуальность исследования. ВМХ-спорт, как форма спортивной деятельности, предъявляет высокие требования к проявлению координационных способностей и уровню технической подготовленности в условиях активного противоборства гонщиков на дистанции и высоких психофизических напряжений. Деятельность спортсмена предполагает преодоление препятствий (прыжком или «облизывая» — проезжая по препятствию), виражей различной сложности.

Соревновательная деятельность в BMX-racing характеризуется прежде всего быстрой сменой тактических ситуаций, непрерывным слежением за действиями соперников с целью создания выгодной тактической позиции. Спортсмены по ходу гонки постоянно находятся в жестком или опосредованном контакте друг с другом, решая оперативные задачи на фоне дефицита времени.

В настоящее время только начинают формироваться научно-методические основы BMX-racing. Одной из актуальных задач подготовки спортсменов является формирование готовности к преодолению соревновательной дистанции. Взаимосвязь структурных элементов соревновательной деятельности и уровня подготовленности спортсменов позволит объективизировать процесс управления тренировочным процессом. Вся работа по формированию необходимой структуры подготовленности должна быть ориентирована на совершенствование основных элементов соревновательной деятельности.

Цель исследования — выделить модельные характеристики структурных элементов ВМХ-велодромов.

Задачи исследования:

1. Выделить базовые структурные элементы ВМХ-велодромов.

2. Определить модельные характеристики основных элементов ВМХ-трассы.

Методы исследования:

1. Анализ литературных источников, официальных документов UCI, Constitution and regulations (основной документ, регламентирующий деятельность национальных федераций по велосипедному спорту).

2. Педагогические наблюдения.

3. Методы математической статистики. Стартовая гора предполагает наличие 8 дорожек для участников. Стартовая гора оснащается специальным автоматизированным стартовым механизмом, в который «встают» спортсмены (рис.3).

Image487 Структура препятствий в BMX-Racing и основы техники их преодоления Image488 Структура препятствий в BMX-Racing и основы техники их преодоления Image489 Структура препятствий в BMX-Racing и основы техники их преодоления

Рис. 4. Препятствие «волна»-«roller»

 

Рис. 5. Препятствие «маленький стол» — «small table-top»

 

Рис. 6. Препятствие «большой стол» «big table-top»

 

Image490 Структура препятствий в BMX-Racing и основы техники их преодоления Image491 Структура препятствий в BMX-Racing и основы техники их преодоления
Рис. 7. Препятствие «маленькое двойное» «small double» Рис. 8. Препятствие «большое двойное» «big double»

Трасса включает препятствия различной сложности: одиночные (рис. 4), двойные (рис. 6), тройные (рис. 7) и многократные (рис. 11) в зависимости от количества и высоты «бугров» (0,6-1,5 м). Все препятствия можно условно разделить на «маленькие» — длина — 3-6 м, высота — 0,6-0,8 м.

Одиночные препятствия-«roller», как правило, располагаются в конце стартового отрезка или перед «маленькими» трамплинами. Данный вид препятствий требует от спортсмена проявления умений и навыков по преодолению его на заднем колесе, не снижая скорости.

Препятствие «стол» характеризуется ровной верхней поверхностью и бывает двух типов: «маленький стол»- «small table-top», длина которого составляет от 3 до 5 м, а высота 60 см; «большой стол» — «big table-top» длина — 5-7 м, высота 1,5 м. Препятствие «small table-top» может располагаться на различных участках трассы: на первой прямой, 3-й или финишной. «Big table-top», как правило, расположено на 2-й прямой или на -«elite section», так как для его преодоления от спортсменов требуется высокий уровень проявления скоростно-силовых качеств и технической подготовленности. Как правило, спортсменами используется три варианта прохождения препятствия «small table-top»: 1 — «облизывая» (т.е. проезжая на двух колесах); 2 — на заднем колесе; 3 — «прыжком» (с фазой полета). Вариант прохождения зависит от его расположения на трассе, тактической ситуации и уровня технической подготовленности спортсмена. При преодолении «big table-top» возможны два варианта его прохождения: «прыжком» и «облизывая».

«Двойное» препятствие имеет два «бугра», наивысшие точки которых находятся на расстоянии 4-8 м друг от друга, высота — до 1,5 м. «Двойные» препятствия бывают: «маленькими» — «small double» — высота до 0,6 м, длина — 4-6 м. (рис. 6); «большими» — «big double» высота до 1,5 м., длина 6-8 м (рис. 7). «Small double» — располагаются на различных участках трассы в зависимости от геометрии и структуры велодрома. Данный вид препятствия предусматривает возможность трех вариантов его прохождения: 1- «облизывая»; 2 -«на заднем колесе»; 3 — «прыжком». «Big double» -как правило, расположен на 2-й или 3-й прямой «elite section», предусмотренных для спортсменов высшей квалификации.

«Тройные» препятствия имеет три «бугра», расстояние между наивысшими точками вершин -5-9 м, высота — до 1,5 м и так же подразделяются на «маленькие» — «small triple» и «большие» — «big triple». Данный вид препятствий можно условно отнести к «сложным» он требует от спортсмена высокого уровня проявления физических качеств и технической подготовленности. Используется пять способов преодоления данного препятствия: 1 — «прыжком»; 2 — «облизывая»; За — «на заднем колесе с 1-го на 2-й бугор»; 3б — «на заднем колесе со 2-го на 3-й бугор», 3в — «на заднем колесе с 1-го по 3-ий бугор». Выбор способа преодоления зависит от тактической ситуации, скорости и уровня психофизической и технической подготовленности спортсмена.

Препятствие «step-down» имеет форму ступеньки, опущенной вниз, высота наивысшей точки — до 1,5 м, длина — 5-8 м. Верхняя поверхность препятствия — ровная, что обеспечивает его преодоление без снижения скорости. «Small step-down» — высота первой (верхней) ступеньки — до 0,8 м, длина — не более 0,6 м, длина препятствия (от «вылета» до «приземления») — не более 6 м. «Big step-down» — высота первой (верхней) ступеньки — не более 1,5 м, длина — не более 0,8м, длина препятствия — не более 8 м. Преодоление препятствия «step-down» возможно двумя способами: «облизывая» и «прыжком».

Препятствие «step-up» имеет форму «ступеньки вверх»: высота первой ступени (нижняя) от 0,6 до 0,8 м, длина препятствия (от «вылета» до «приземления») от 4 до 7 м. Препятствие «small step-up» может быть расположено на любой из «прямых» велодрома и зависит от конфигурации и структуры велодрома. «Big step-up» предназначено только для высококвалифицированных спортсменов, т.к. для его преодоления необходим высокий уровень развития психофизиологических качеств и технической подготовленности. Возможны три варианта прохождения препятствия «step-up»: «облизывая», «на заднем колесе», «прыжком».

«Triple step up» представляет собой «три ступеньки вверх», высота — 0,6 — 0,8м, длина — 5-8 м. Препятствие «сложное». В «Triple step up» можно условно выделить: «big triple step up» — «большое — тройная ступенька вверх», высота — 1,0 — 1,5 м, длина 6-8 м и «small triple step up» — «маленькое — тройная ступенька вверх», длина — 5-6 м, высота — 0,6-0,8 м. Как правило, «маленькие» препятствия предназначены для юных спортсменов, а «большие» — для высококвалифицированных спортсменов. В основном «triple step up» в структуре велодрома располагается на 2-й или 3-й прямой.

Image492 Структура препятствий в BMX-Racing и основы техники их преодоления Image493 Структура препятствий в BMX-Racing и основы техники их преодоления Image494 Структура препятствий в BMX-Racing и основы техники их преодоления

Рис. 9. Препятствие «маленькое тройное» — «small triple»

 

Рис. 10. Препятствие «большое тройное» -«big triple»

 

Рис. 11. Препятствие «маленькое — ступенька вниз» «small step-down»

 

Image495 Структура препятствий в BMX-Racing и основы техники их преодоления Image496 Структура препятствий в BMX-Racing и основы техники их преодоления Image497 Структура препятствий в BMX-Racing и основы техники их преодоления

Рис. 12. Препятствие (большое — ступенька вниз» — «big step-down»

 

Рис. 13. Препятствие «ступенька вверх»- «small step-up»

Рис. 14. Препятствие «ступенька вверх» — «big step-up»

 

Image498 Структура препятствий в BMX-Racing и основы техники их преодоления Image499 Структура препятствий в BMX-Racing и основы техники их преодоления

Рис. 15. Препятствие «маленькое тройное ступенька eeepx»-«small triple step up»

 

Рис. 16. Препятствие «большое тройное ступенька вверх» — «big triple step up»

 

«Rhythmic section», как правило, включает в себя от 4 до 8 «маленьких» препятствий различного типа, обеспечивающих спортсменам всех возрастов и уровней подготовленности безопасное преодоление на фоне усталости. В основном на финишной прямой все препятствия расположены очень близко друг к другу, поэтому спортсмены не имеют возможности крутить педали, и преодолевают все препятствия за счет ритмичной работы руками, корпусом и ногами, отсюда и название — «Rhythmic section».

ВМХ-велодромы включают не менее трех виражей, ширина -5 м. Первый вираж, как правило, шириной 6 м, обеспечивает прохождение дистанции на соревновательной скорости — 30-40 км/ч (рис.18). Угол поворота виража 90° или 180° (рис.19, 20). Финишный вираж в основном «маленький», т.к. при его преодолении спортсмены едут на средней скорости, на фоне усталости с сильнейшим закислением мышц.

Геометрия трасс для ВМХ может быть различной.

Результаты исследования:

1. Выделены базовые структурные элементы ВМХ-велодромов:

• «Стартовая гора»-«Starting hill».

• Препятствия различной сложности.

• Виражи различной конфигурации.

2. Представлены модельные характеристики основных элементов ВМХ-трасс.

В современной методике обучения технике езды в BMX-racing необходимо учитывать индивидуальные особенности двигательных навыков спортсменов. Одна из них — вариативность, т.е. способность гонщика изменять компоненты выполняемого приема, связанные с изменением трасс, скорости и положения системы «велосипед — велосипедист». Другой особенностью является то, что отдельные приемы выполняются часто совместно — прыжок с поворотом, торможение в повороте и др. Всякое совершенствование техники включает как изолированное, так и совместное совершенствование отдельных приемов езды. Близкие по технике управления приемы, но выполняемые на различном грунте, на различной скорости, в различных положениях, следует рассматривать как новые двигательные навыки, требующие специального изучения и совершенствования. Вместе с освоением техники решаются и важнейшие задачи тактической подготовки, особенно в выборе рациональной траектории движения и мест преодоления препятствий: постоянная смена элементов трассы, углов атаки и др. уровень технического мастерства — определяет КПД спортсмена. Недостатки в технике не могут быть компенсированы за счет применения больших объемов и высокой интенсивности нагрузок, общая и специальная физическая подготовка создает только предпосылки овладения совершенной техникой движении и является фундаментом для проявления технического мастерства.

Image500 Структура препятствий в BMX-Racing и основы техники их преодоления

Рис. 22. Возможная геометрия ВМХ-велодромов

 

Авторы:

МАКСИМОВА Валентина Михайловна

Профессор кафедры ТиМ прикладных видов спорта и экстремальной деятельности, кандидат педагогических наук

ДЫШАКОВ Алексей Сергеевич

Аспирант 2-го года обучения кафедры ТиМ прикладных видов спорта и экстремальной деятельности

 

Оригинал документа: Центральная отраслевая библиотека по физической культуре и спорту

Share with:


Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий